Режиссеры: Пол Андерсон
В ролях:
Мила Йовович, Мишель Родригес, Эрик Мэбиус, Мартин Крюз, Колин Селмон.
Экранизация одноименной культовой игры японской студии Capcom. Игру можно отнести к родоначальникам жанра «Сурвай Хоррор» (Survival Horror), до «Обитель зла» (Resident Evil) был только «Один в темноте» (Alone in the Dark). Но само название жанра Survival Horror появилось позже.
Так за долгие годы ожидания съемок, кино меняло не только дату релиза, но и актерский состав (одну из главных ролей должен был исполнить Брюс Кембел, если кто не знает это он играл «психа» по имени Эш в трилогии Сема Рейми «Зловещи мертвецы»), сценарий и даже режиссеров. Так первоначально режиссером должен был стать Джордж Ромеро. Но к удивлению маэстро, продюсеру его сценарий не понравился. Ромеро вольно обошелся с основными сюжетными ходами компьютерной «Обители зла 1-2» и перетасовал персонажей на свой вкус: в частности, сделал одного из главных героев гражданским лицом, следующим в лабиринт за агентами, чтобы спасти любимую девушку. И вообще люди интересовали его гораздо меньше, чем зомби. Буйная фантазия Ромеро, вдохновляясь обещанным приличным бюджетом, выплеснула на страницы сценария зомби-собак, зомби-обезьян, зомби-змей, и даже зомби-акул!
Дальше больше: Ромеро планировал нашпиговать «Обитель зла» юмором, который был бы чернее сажи. Например, в сценарии были сцены с отрубленной головой зомби-собаки, которая лижет с пола кровь; описывалось, как зомби-акула выбрасывается на сушу и перед смертью выгрызает у человека сердце. Не забыл маэстро и отсылки к себе, родимому: ближе к финалу, столкнувшись с армией зомби-людей, один из героев восклицал: «Ну прямо как в «Ночи живых мертвецов!».
В кресло режиссера был приглашен Пол Андерсон за плечами которого уже была удачная экранизация франчайза «Смертельная битва». Кстати первоначальный сценарий Андерсона то же не прошел из-за кровавости.
В 21 веке корпорация «Амбрелла» занимает лидирующее положение по производству всех видов товаров: оружие, медикаменты, высокие технологии и т.д. Проникая во все инфраструктуры её власть становиться практически безграничной.
Сначала показывают кадры лаборатории в которой некто специально разбивает колбу с вирусом, а сам благополучно (ну или почти) скрывается. Центральный компьютер поднимает тревогу и убивает весь действующий персонал, соответственно он и блокирует все двери.
Далее идут кадры с Алисой, которую играет Мила Йовович, она без сознания валяется в душе и к тому же еще ничего не помнит. Тут же в особняк врываются военные которые требуют от нее отчет о проведенной операции, но у нее амнезия (сказался эффект газа, который ее отключил – делает вывод врач) . Тут же они ловят мужчину по имени Мет, который говорит что он полицейский, но проверку документов не проходит. Сам ссылается на то что он новичок в отделе. Солдаты решают взять их с собой в «Муравейник».
«Муравейник» - лаборатория корпорации «Амбрелла» в которой проводятся опыты с вирусами. «Муравейник» находиться глубоко под землей аккурат под городом Ракун. Один из тайных входов находиться в этом особняке. Приказ солдат отключить обезумевший компьютер «Красная королева», который убил весь персонал, но они еще не подозревают какие беды ждут их впереди…
Именно с такой скоростью гоночной машины изложенное выше и происходит (все приправлено соответствующей музыкой, композитором которой стал Мерлин Менсон).
Конечно далее действие немного провисает для того что бы обрисовать сюжет. Диалоги о том что, зачем и почему, обрывки всплывающих воспоминаний и так далее. Все действо построено именно в таком порядке когда выброс первого адреналина сменяет новой волной, что конечно же не дает скучать.
О том что «Обитель зла» глянцевое зрелище говорить и не приходиться, снято как никак в Голливуде. А последнему больше нравиться массовый зритель (см. синонимы – «прибыль», «доход»). Бесспорно перед нами представитель нового поколения категории R. Ему присуща экшен сторона кино, многочисленная стрельба (в случае с «Обителем» такая сцена есть, но она вполне обоснована), невероятные «матрицовские» кульбиты Алисы в исполнении Милы Йовович корни которой находятся в Украине (приятно все таки за человека славянского происхождения. В памяти невольно всплывают лозунги «оранжевой революции» - «Мы не янки. Мы славяне. Наши братья Россияне»). По большому счету это не может быть присущим ужасам, но все перечисленные сцены расставлены гармонично и не превращают «Обитель зла» в фантастический боевик про зомби.
Получился отличный дуэт Милы Йовович и Мишель Родригес, остальной актерский состав так же не называет нарекания. Оператор постоянно вырывает зрелищные сцены как в случаях нагнетающих сцен, так и экшен составляющая смотрится на ять. Девид Джонс вернется еще в третьей части.
Одной из составляющих атмосферы можно назвать великолепную музыку написанную дуэтом Мерлин Менсон и Марко Белтрами. Так Менсон признался что в заглавную тему вставил низкочастотные звуки не различимые для уха человека, но отлично улавливаемые животными. В этот момент в студии находилась собака, которая в момент проигрывания трека неожиданно начала выть, и постоянно пыталась спрятаться – ее одолевало чувство страха. Поэтому в момент просмотра кино если вас одолеет непонятное чувство тревоги и беспокойства может во всем виновна музыка Менсона. Однако, саундтрек к фильму действительно хорош.
Отдельно так же можно сказать и про грим и места боевой славы. Зомби смотрятся очень эффектно, мертвые собаки тоже очень круты. Кино совсем не чурается жестокости. Немного в отдельных эпизодах режет глаз не очень качественно нарисованный генетический эксперимент с которым Алисе и остальным выжившим пришлось встретиться в конце. Его модель была так же построена и в полной величине. Декорации «мертвой» лаборатории "Муравейник", особняк с комодом набитом оружием и поезд прямо из игры. Ну а последнии кадры когда героиня Милы Йовович передергивает затвор найденного ею только что винчестера, а камера медленно начинает удаляться по касательной вверх не оставят равнодушными даже ярого скептика этой экранизации. Сцена длится меньше двадцати секунд, но за эти мгновения Пол Андерсон смог передать весь ужас Армагеддона который обрушился на Ракун-сити. Здесь же на улицах города Андерсон отдает дань уважения и классики ужасов о зомби – «Мертвые ходят!» заголовок одной из газет, так же звучит заголовок газеты и у Джорджа Ромеро в «Дне мертвецов» 1985 года. Кстати само слово «зомби» не разу не звучит на съемочной площадке, в титрах они указаны как «не мертвые».
Итак вывод, крепко сколоченный фильм ужасов с элементами экшен сцен (но это не боевиковые «Вампиры» или там совсем трешевый «Ван Хелсинг»). Красивый, местами жестокий с отличным музыкальным сопровождением и совсем нет «хеппи-энда».
Может даже одна из лучших экранизаций.